Карта сайта
Обращения граждан
Версия для слабовидящих

Государственное областное бюджетное учреждение социального обслуживания населения

«Мончегорский дом-интернат для умственно отсталых детей»

Общая информация о проекте «Спасательный круг»

ПРОЕКТ

«СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ»

(РАЗВИВАЮЩИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ)

Актуальность и новизна проекта

  В современном обществе отношение к инвалидам меняется в положительную сторону. На смену изоляционному подходу приходит более гуманный. Инвалидов всё чаще воспринимают как равноправных членов общества, но имеющих особые потребности, которые необходимо удовлетворять.

  Одним из методов работы с детьми, применяющихся в ГОБУСОН «Мончегорский дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее – ГОБУСОН МДИУОД, дом-интернат, учреждение), является развивающий уход.

 Развивающий уход ориентирован на увеличение собственной активности ребёнка с целью последующего сокращения помощи со стороны, персонала и родственников, а также повышение качества жизни в целом.

 В настоящее время в доме-интернате проживают 247 воспитанников с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР). В структуру учреждения входит 2 отделения – для детей-инвалидов в возрасте от 4-х до 18 лет и молодых инвалидов в возрасте от 18 до 35-ти лет.

Учреждение располагает современной материально-технической базой, необходимой для проведения мероприятий медицинского, психолого-педагогического, социального характера, питания и ухода, а также организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Ведущая роль во взаимодействии с воспитанниками отводится специалистам по реабилитации инвалидов.

 Проект «Спасательный круг» (развивающий уход за детьми с ТМНР) включает в себя наиболее важные подходы к улучшению качества жизни детей: постоянное обучение персонала новым технологиям и методам развивающей работы с детьми; широкое использование технических средств реабилитации; привлечение к заботе о детях воспитанников отделения молодых инвалидов.

 

  Целевая группа: 97 воспитанников ГОБУСОН МДИУОД в возрасте от 4 до 18 лет, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, сенсорных функций, расстройств аутистического спектра и др. Из них: 45 - частично утратившие способность к самообслуживанию, 52 человека - полностью утратившие способность к самообслуживанию.

 Цель: улучшение качества жизни детей с ТМНР на основе развития собственной активности и формирования адаптивных навыков повседневной жизнедеятельности с учётом их индивидуальных возможностей.

 Задачи:

  • создание комфортной коррекционно-развивающей среды для детей с ТМНР;
  • разработка и проведение цикла обучающих семинаров по развивающему уходу для специалистов по реабилитации инвалидов и младшего медицинского персонала;
  • постоянное информационно-методическое сопровождение персонала с учётом лучших практик, направленных на развитие индивидуального потенциала каждого ребёнка;
  • индивидуальный подбор и широкое применение технических средств реабилитации и реабилитационных технологий для облегчения повседневной жизни детей с инвалидностью;
  • использование специализированной посуды, облегчающей самостоятельный приём пищи детям с двигательными нарушениями и процесс кормления лежачих детей;
  • активное привлечение молодых инвалидов к заботе о детях с ТМНР;
  • организация работы «Школы по уходу»

 

  Период реализации: 2017-2020 гг.

Информация по основным направлениям проекта

  1. Обучение персонала

 В самом определении развивающего ухода за детьми с ТМНР можно заметить, что данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалистов. Центральной характеристикой представителей помогающих профессий является милосердие, деятельная любовь к людям. Другой важный компонент - это профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания сопровождения индивидуального сопровождения детей-инвалидов.

 Для педагогов, специалистов по реабилитации инвалидов и младшего медицинского персонала нами разработан цикл семинаров по развивающему уходу. Такие занятия позволяют актуализировать и дополнить свои знания как сотрудникам со стажем работы, так и вновь прибывшим. Помимо основных тем, таких как обучение детей бытовым навыкам, развитие коммуникации, применение методик активного обучения, использование технических средств реабилитации, нами затрагиваются вопросы профессиональной пригодности и личностной готовности к работе в доме-интернате, профилактики синдрома эмоционального выгорания, эффективной работы в команде.

 Постоянное повышение квалификации и самообразование персонала является залогом оказания качественной помощи воспитанникам дома-интерната.

  1. Применение технических средств реабилитации (ТСР)

 Важнейшим компонентом развивающего ухода за детьми с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата являются технические средства реабилитации. Они необходимы для тренировки системы равновесия, развития координации движений, восстановления двигательных функций ребёнка, разгрузки больного органа или сустава, сохранения удобного положения. Технические средства реабилитации подбираются каждому воспитаннику индивидуально.

 Благодаря использованию разнообразных ТСР, мы обеспечиваем правильное позиционирование ребёнка в течение дня. Для лечения в положении лёжа применяются комплекты укладок "Забота", "Помощник" и другие мягкие модули. Для того, чтобы не допустить образование контрактур, проводится ежедневная пассивная и активная разработка тугоподвижных суставов, применяются туторы на верхние и нижние конечности. Особое внимание уделяется правильному положению в комнатной кресле-коляске. При этом учитываются индивидуальные параметры физического развития ребёнка, применяются фиксирующие жилеты и ремни, подголовники и специальные столики. Для того, чтобы ребёнок имел возможность перейти в положение стоя, используются вертикализаторы. Ходунки позволяют ребёнку сделать первые шаги.

 С помощью ТСР воспитанники имеют возможность посещать занятия педагогов, а также медицинские и физиотерапевтические процедуры. ТСР позволяют ребятам выезжать на экскурсии, принимать участие в городских и областных фестивалях и конкурсах.    

  1. «Школа по уходу» (молодые инвалиды в помощь детям)

 К осуществлению развивающего ухода привлекаются воспитанники отделения молодых инвалидов. В рамках данного направления молодые люди проходят курс занятий, на которых знакомятся с основными процедурами по уходу за детьми - кормлением, одеванием на прогулку, организацией игровой деятельности. Затем вместе с опытными специалистами по реабилитации инвалидов отрабатывают приобретённые знания на практике и, наконец, активно включаются в работу.

 Во время летней оздоровительной кампании молодые люди сопровождают детей на прогулке. На занятиях в группах - помогают детям рисовать, раскрашивать картинки, собирать кубики и пазлы. Большое внимание уделяется формированию навыков социально-бытовой ориентировки, включая личную гигиену, питание и уход за жильём. 

 Молодые инвалиды оказывают помощь во время проведения различных мероприятий, когда нужны «свободные руки». Ребёнку-колясочнику трудно быть активным участником праздника, а вместе с помощником доступным становится многое.

 Участие воспитанников отделения молодых инвалидов в работе с детьми трудно переоценить. Такой опыт приносит им чувство собственной значимости, моральное удовлетворение от включенности в социально-полезную деятельность. Ребята понимают, что могут нести ответственность, заботиться о ком-то ещё, проявлять активную жизненную позицию. В свою очередь, младшие воспитанники, приобретают новых друзей, с которыми интересно проводить время.

 Результаты реализации проекта:

  • повышение качества жизни воспитанников;
  • положительная динамика в развитии;
  • расширение двигательной активности;
  • улучшение навыков самообслуживания и социального взаимодействия;
  • включение молодых инвалидов в социально-полезную деятельность;
  • повышение профессиональной компетентности персонала.