Участие специалистов дома-интерната в XII Всероссийском форуме «Вместе – ради детей!»
7 сентября состоялось торжественное открытие XII Всероссийского форума «Вместе – ради детей!». Новые решения для благополучия детей – именно так звучит тема мероприятия в этом году – представят более 1500 участников, приехавших в Югру и зарегистрировавшихся онлайн.
Специалисты Мончегорского дома-интерната приняли участие в пленарной сессии, посетили профессиональную площадку «Эффективные социальные практики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в интересах детей и семей с детьми», а также онлайн-выставки, которые, как и в прошлом году, радуют разнообразием представленных практик, удивляют новизной различных социальных и педагогических идей.
Особый интерес вызвало выступление в режиме видеоконференции руководителя по научно-методической работе Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» Игоря Шпицберга, который раскрыл тему поддержки семей, воспитывающих детей с нарушениями в ментальной сфере и расстройствами аутистического спектра. Возможность помочь значительному числу таких детей заключается в применении комплексной системы непрерывного сопровождения, которое начинается с наиболее раннего выявления и начала коррекционной помощи.
Бюджетное учреждение «Советский районный социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» представил комплексную программу по формированию навыков по социальной компетентности несовершеннолетних от 8 до 18 лет посредством трансформационных квест-технологий «Шаг вперед. 3D». Реабилитационный процесс у несовершеннолетних детей с девиантным, делинквентным поведением и у детей с отклонениями в развитии проходит в формате игры, где создано единое игровое пространство, куда ребенок погружается по собственной инициативе. Участники проходят самостоятельно индивидуально разработанный маршрут, отмечая результаты и успехи на игровом поле. В игре продуманы маршруты, правила, инструкции. За каждым ребенком закреплен наставник, который сопровождает и помогает в течении всего времени. Все аспекты помогают повышению мотивации к обучению, меняет у детей самооценку и веру в собственный успех, что ведет к развитию социализации. Реабилитация по представленной технологии проходит в течение 3-6 месяцев в стационарном отделении социальной реабилитации.
На творческой мастерской «Инновации детям» демонстрировались практики организации дистанционной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, по средствам социальных сетей, успешные практики трудовой и социальной реабилитации несовершеннолетних, совершивших административное нарушение.
«Березовский комплексный центр социального обслуживания населения» представил психологический тренинг для несовершеннолетних «Путь к себе».
Представитель «Сургутского центра социальной помощи семье и детям» поделилась практическим опытом работы с гражданами, пострадавшими от насилия, в том числе, домашнего насилия. Программа состоит из трех ступеней, каждая из которых направлена на определенную профилактическую и реабилитационную работу. В практике используются методы арт-терапии, сказкотерапии, психологической коррекции, кризисное консультирование, психодрама, позитивная психотерапия. На основе разработанной программы издан сборник «Практика работы с пострадавшими от насилия».
Волгоградский областной реабилитационный центр для детей-инвалидов «Доверие» представил опыт построения партнерских отношений между родителями и специалистами с помощью различных способов сотрудничества. Один из самых продуктивных - работа детско-родительского клуба «Семейная гармония», который помогает родителям научиться воспринимать своего ребенка с ментальной инвалидностью. «Ведущая задача работы с родителями - восстановление и сохранение семейного окружения детей с особенностями развития, поэтому мы обязательно обращаем внимание на технологии работы с семьями», - отметила учитель-дефектолог Елена Игнатенко.
Не остался без внимания и проект Полярнинского комплексного центра социального обслуживания населения Мурманской области «Инклюзия через призму искусства». Безусловно, идеи коллег в обучении фотоделу детей с особенностями развития будут полезны в реализации действующего в Мончегорском доме-интернате социального проекта «Мир моими глазами», победителя конкурса социальных проектов благотворительной программы «Мир новых возможностей» ПАО ГМК «Норильский никель».
Направление альтернативной и дополнительной коммуникации в доме-интернате продолжает развиваться, и знакомиться с практиками в данной области особенно интересно. В связи с этим специалисты учреждения обратили особое внимание на проект «Открывая горизонты», представленный государственным стационарным учреждением социального обслуживания «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». «Продемонстрированный видеоролик познакомил с оснащением кабинета альтернативной и дополнительной коммуникации, особенно заинтересовала мультимедийная образовательная система EduQuest, включающая в себя интерактивный рабочий стол с двумя пультами управления и дидактическими материалами», - подчеркнули учителя-логопеды Мончегорского дома-интерната.